Решение проблем с кредиторской задолженностью за жилищно-коммунальные услуги

Введение

Кредиторская задолженность является камнем преткновения многих систем автоматизации деятельности ЖКХ, а, в частности, тех систем, которые автоматизируют расчёт коммунальных услуг. В большинстве случаев, при поступлении оплаты на лицевой счёт абонента, предлагаются два подхода по её распределению по поставщикам (услугам):

  • пропорциональное разделение оплаты в зависимости от сальдо по услугам;
  • ручное распределение суммы на основании видения оператора, работающего с программой.

С точки зрения учёта все выглядит, вроде бы, красиво и правильно, но тонкости, при появлении кредиторской задолженности, учитывает слишком малое число программных решений, а именно: подавляющая часть из них оставляет решение этого вопроса либо на пользователя программы (которому, как правило, всё равно), либо на саму систему, и, в результате, мы можем получить кредиторскую задолженность по одной услуге и дебиторскую по другой. Как факт одни поставщики услуг необоснованно недополучают денежные средства; другие поставщики, при этом, получают (опять же необоснованно) те деньги, услуги за которые они ещё не оказали.

Решение проблемы

Решение этой проблемы, на самом деле, достаточно тривиально: нельзя допускать появления кредиторской задолженности по услуге. Любая сумма переплаты должна автоматически переводиться на уровень лицевого счёта, а затем, при необходимости, распределяться по другим поставщикам услуг. Да, сложность ведения учёта при этом возрастает, но, тем самым, мы избавляемся от проблем по возврату ошибочно перечисленных денежных средств поставщикам услуг. А такая проблема, как ни странно, возникает достаточно часто: например, абонент решает отказаться от одной из предоставляемых услуг, или происходит смена поставщика той или иной услуги. В тех системах автоматизации ЖКХ, где подобный вариант развития событий не предусмотрен, выходят из сложившейся ситуации следующим образом: ждут письменных указаний от абонента на перенос кредиторской задолженности с одной услуги на другую (другие). Согласитесь, удобств абонентам этот вариант не предоставляет, а, кроме того, возникает излишняя загруженность абонентской службы, которая выполняет ту работу, которую, в идеале, должен выполнять компьютер.

Для иллюстрации вышесказанного рассмотрим такой пример: допустим, что управляющая компания предоставляет следующие услуги - отопление и электроэнергия. В большей части программных решений ситуация при поступлении переплаты будет выглядеть следующим образом:

Услуга Начальное сальдо Начислено Оплачено Конечное сальдо
Отопление 0,00р. 200,00р. 400,00р. -200,00р.
Электроэнергия 0,00р. 100,00р. 200,00р. -100,00р.
Итого 0,00р. 300,00р. 600,00р. -300,00р.

И, казалось бы, проблем не возникнет. Но это иллюзия. В следующем месяце абонент устанавливает индивидуальное отопление и таблица превращается в следующую:

Услуга Начальное сальдо Начислено Оплачено Конечное сальдо
Отопление -200,00р. 0,00р. 0,00р. -200,00р.
Электроэнергия -100,00р. 300,00р. 0,00р. 200,00р.
Итого -300,00р. 300,00р. 0,00р. 0,00р.

Данная ситуация уже не выглядит безоблачной, поскольку кредиторская задолженность по отоплению так и будет оставаться до ручного вмешательства пользователя программы. А если объём обслуживаемых лицевых счетов порядка нескольких десятков тысяч? Какова вероятность, что пользователь обнаружит такое несоответствие?

Скорее всего нулевая.

Поэтому наиболее корректным вариантом будет следующий:

Услуга Начальное сальдо Начислено Оплачено Конечное сальдо
Отопление 0,00р. 200,00р. 200,00р. 0,00р.
Электроэнергия 0,00р. 100,00р. 100,00р. 0,00р.
Кредиторская задолженность 0,00р. 0,00р. 300,00р. -300,00р.
Итого 0,00р. 300,00р. 600,00р. -300,00р.

Дальнейший вариант развития событий при установке индивидуального отопления будет выглядеть так:

Услуга Начальное сальдо Начислено Оплачено Конечное сальдо
Отопление 0,00р. 0,00р. 0,00р. 0,00р.
Электроэнергия 0,00р. 300,00р. 300,00р. 0,00р.
Кредиторская задолженность -300,00р. 0,00р. -300,00р. 0,00р.
Итого -300,00р. 300,00р. 0,00р. 0,00р.

Тем самым, как видно из таблицы, мы избавляем абонента от внесения излишних денежных средств, а также от походов в расчётно-кассовый центр или абонентскую службу управляющей компании для исправления недостатков системы расчётов за жилищно-коммунальные услуги.